Иногда бывают такие моменты, когда вам очень хочется ответить. И при этом вы знаете, что если сейчас не промолчите и откроете рот, то скажете много нехорошего, обидите человека и, возможно, навсегда испортите с ним отношения. Особенно сложно промолчать, когда человек сознательно доводит вас до этого состояния.
 
Что делать в таких ситуациях? Промолчать? Ответить? И когда именно стоит отвечать, а когда действительно лучше промолчать? Психологи, как всегда, знают ответ. Ну или, по крайней мере, пытаются найти выход из этой неприятной ситуации.

Итак, вы попали в ситуацию, когда очень хочется высказать всё, что вы думаете, но это станет началом конца. Психолог и доктор философии Леон Ф. Зельцер предлагает своё видение и выделяет восемь ситуаций, когда лучше прикусить язык.

Вариант № 1. Когда можете кого-то обидеть, но никак не повлияете на разрешение ситуации.
Если вы понимаете, что это ваша личная оценка ситуации и она может обидеть собеседника, но при этом абсолютно не поможет решить проблему, лучше промолчите. Некоторые люди могут быть очень отзывчивыми и дружелюбными, но при этом ещё и очень импульсивны и обидчивы (а это очень частое сочетание). Как правило, в таком состоянии они не принимают чужую точку зрения.

Что делать, если они своими действиями вас раздражают? Постараться внутренне разобрать этот конфликт для себя лично, сделать выводы и попытаться разобраться со своим разочарованием внутренне, а не высказывать свою точку зрения оппоненту.

Вариант № 2. На вопрос: «правда, что я ужасно получилась(лся) на фото?».
Обычно этот вопрос подразумевает два варианта ответа. Первый — вы попытаетесь убедить его в обратном хотя бы из вежливости, даже если человек и правда выглядит ужасно. Второй — правда, какая бы она ни была. Оба эти вариант не очень годятся, так как в первом случае человек пойдёт в ужасном виде на встречу или на работу, а во-втором он очень расстроится. Говорить вот так прямо можно только человеку с нормальной самооценкой, который нормально относится к критике.

В этом случае сложно быть оригинальным, так как это именно вариант «лучше промолчать, чем сказать».

Вариант № 3. Когда собеседник намеренно вызывает в вас негатив.
Очень удобно, между прочим, так как потом можно сказать, что это вы начали, и обвинить в грубости. Очень часто таким образом себя ведут пассивно-агрессивные люди, которые вроде бы ничего особенного не делают, но своим поведением и действиями стараются вызвать максимум негативных эмоций.

Когда в ваш адрес высказывается критика (пусть и конструктивная), у вас автоматически включается режим самозащиты, и это вполне естественно. В этой ситуации Леон советует не перебивать, молча всё выслушать и постараться ответить очень сдержанно или оставить своё мнение при себе, сказав, что услышали мнение собеседника.

Вариант № 4. Когда собеседник взвинчен, и ваш ответ разозлит его ещё больше.
Перед тем как пытаться втолковать что-то слишком разгорячённому собеседнику, просто вспомните себя в таком состоянии — «никого не слышу, кроме себя», правда? В этом случае стоит дать человеку возможность высказаться, выпустить пар и только после этого аккуратно высказать своё мнение. Любые попытки сделать это во время выхода агрессии не приведут ни к чему хорошему и могут обострить ситуацию, так как в таком состоянии любые аргументы, даже самые логичные, могут быть поставлены с ног на голову.

Вариант № 5. Когда собеседник пытается разозлить вас ещё больше.
Гнев — очень нехорошая эмоция, которую желательно держать на контролируемом уровне. Но некоторые особо одарённые люди умеют довести до бешенства даже самых спокойных. Если вы чувствуете, что внутри вас нарастает ярость, учащается сердцебиение, начинают потеть руки, то сделайте несколько глубоких вдохов и… промолчите. Иначе всё сказанное в этом состоянии (а ничего хорошего вы явно не скажете) будет в дальнейшем использоваться против вас.

Вариант № 6. Когда кто-то подтрунивает над вами.
Отвечать на насмешки — дело неблагодарное, так как изначальной целью обидчика как раз является ваша реакция, какая бы она ни была. Особенно это касается тех случаев, когда вы имеете дело с профессиональным задирой (троллем). Эти люди могут использовать против вас любой ваш ответ. Единственная реакция, которую они не хотят получить от вас, — это игнор. Так что не доставляйте им удовольствие и игнорируйте любые попытки разозлить вас и сделать так, чтобы вы ответили.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы