Не задумывались ли вы никогда, что город Сызрань, так уютно расположенный на изгибе реки Волга и в то же время в устье Сызранки, а так же иссеченный железнодорожными путями федерального значения, может по праву носить гордое имя в некотором роде города мостов? Может быть, за многие годы мы привыкли их не замечать, но вместе с тем они повсюду. Автомобильные, пешеходные, железнодорожные – мосты являются неотъемлемой частью городского лица и каждый из них несет на себе отпечаток истории жизни города.

Александровский мост через Волгу

 Он же самый длинный и самый, вероятно, важный из представленных. Сегодня через него ежедневно следуют тысячи тонн грузов и десятки тысяч пассажиров, а всего-навсего век с хвостиком назад Оренбургская железная дорога, важнейшая транспортная артерия Российской Империи, связывавшая Европу с Азией, обрывалась в этом месте пунктиром. Пассажиров и грузы переправляли летом на пароходах, а зимой в экипажах Общества Оренбургской железной дороги по установленным на утолщенном льду рельсам на шпалах или в санях. В таких условиях было предельно ясно, что мост через Волгу крайне необходим, и в 1876 году началось возведение грандиозного сооружения по проекту выдающегося русского инженера и ученого в области строительной механики и мостостроения, профессора Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбского. Местом его строительства выбрали участок в 10 км восточнее Батраков (ныне г. Октябрьск, Самарская обл.). Общие затраты на строительство моста составили около 7 млн золотых рублей. В 1880 году строительство было завершено и крупное техническое сооружение протяженностью 1436 метров, более двадцати лет считавшееся в последствии самым большим в Европе и занимавшее шестое место в мире по длине, вступило в эксплуатацию. Официальная дата открытия моста (30 августа 1880г.) была приурочена к юбилею 25-летия царствования императора Александра II, в честь которого и было первоначальное название моста — Александровский. На протяжении многих лет мост менял название: Волжский, Красный и Сызранский, но коренные жители по старой памяти всегда называли его Александровским. Что же касается инженеров Михайловского и Березина, то они как непосредственные руководители строительных работ высочайшим указом были награждены орденами Святого Владимира IV степени.

Важная роль и высокая значимость моста как важнейшего транспортного узла являлись так же и его слабостью. Будучи единственным звеном, соединявшим центральные районы России железнодорожными путями с Заволжьем, Сибирью и Уралом, мост неоднократно подвергался посягательствам. В 1918 году, при отступлении белогвардейцев, два пролёта моста подверглись разрушению. Во времена Великой Отечественной войны многократные попытки взорвать мост предотвращала целая эскадрилья истребителей-перехватчиков и несколько зенитных батарей.

В 1957 году на мосту проложили второй путь, обеспечив непрерывное движение поездов в обе стороны и увеличив количество перевозимых грузов. В августе 2010 года рядом с мостом была установлена стела, посвящённая 130-летию со дня открытия Александровского моста. Мост заслуженно получил признание не только на Родине, но и за рубежом. В 1900 году уменьшенная копия «русского чуда» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила высокую оценку специалистов. Сейчас этот макет Александровского моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.

В наши дни историческое строение продолжает выполнять свою важную функцию, являясь достопримечательностью Самарской области.

 

Горбатый мост, он же Муравьёвский

Автомобильный мост, связывающий площадь перед вокзалом «Сызрань-1» с остальной частью города. Согласно городской легенде, благодарить за возведение сего чуда стоит первого секретаря горкома КПСС Евгения Муравьева. Якобы, в один прекрасный день в начале 70-х годов прошлого столетия, он не попал на встречу в Москву, поскольку вынужден был простоять возле закрытого железнодорожного переезда. Не мудрствуя лукаво, глава города решил проблему так сказать, рубанув с плеча: воспользовавшись связями в столице он добился скорейшего строительства путепровода на средства Куйбышевской железной дороги. Как это водится, без казусов не обошлось, и уже готовый проект был подкорректирован в целях сокращения длины, поскольку, согласно изначальному плану, мост уперся бы прямо в стену вокзала. Этот нюанс и, соответственно, возросшая «крутость» склонов подарили мосту такой родной поколениям сызранцев и узнаваемый горб.

Через 20 лет после постройки мост был передан в муниципальную собственность. Хорошо это или плохо? Мост предназначен для автомобилей, расположен над железной дорогой – соответственно испытывает ежедневно столь высокие нагрузки и вибрации, которые доводится повидать не каждому строению подобного класса. Для подобных условий полвека эксплуатации это не просто большой срок, а очень и очень значительный. В связи с этим мост нуждается в регулярном, тщательном и скорейшем обслуживании и ремонте. Нельзя не упомянуть, что со стороны автовокзала под мостом расположены частные торговые точки, паркуются автомобили и автобусы. Буквально прямо под мост так же попадают пешеходы, пересекающие железнодорожные пути по подземному тоннелю. Отклонения в техническом состоянии Горбатого моста несут прямую и крайне серьезную угрозу жизни и здоровью жителей и гостей города, сохранности расположенного под мостом имущества. Увы, в настоящее время мост находится в очень непростом техническом состоянии: полностью перекрыта одна из полос, организовано реверсивное движение для снижения нагрузки, сквозь дыры в швах проглядывает пустота. Тем более удивительно, что, согласно информации в открытых источниках, реставрация моста запланирована не ранее, чем на вторую половину 2019 года.

Ильинский мост (Матовый)

Ильинский мост проходит через реку Крымзу и выходит на улицу Ильинскую, которая в 1919 году была переименована в улицу Ленина, а в 1923 году стала Интернациональной. Жители Сызрани между собой называли этот мост «матовым». Связано это было с тем, что здесь часто трудились «пятнадцатисуточники», так называли людей, которые за нецензурную брань или мелкое хулиганство отбывали наказание в 15 суток исправительных работ. В это время на мосту стоял «густейший» отборный мат. От Ильинского моста, параллельно с выходом на улицу Большую Покровскую (Красноармейскую до 1923 года), был расположен пешеходный мост, но в конечном итоге его снесли. Мост был построен для того, чтобы по нему мог передвигаться гужевой транспорт. В марте 2000 года, когда Ильинскому мосту исполнилось 100 лет, он был закрыт на реконструкцию, в рамках которой он был полностью обновлен и приведен в порядок. С Ильинского моста открывается прекрасный вид на Сызранский Кремль, церковь Рождества Богородицы и даже Спасскую башню.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы