На территории Сызрани находится много памятников защитникам Родины. Среди них грандиозные скульптурно-архитектурные ансамбли, мемориальные комплексы и скромные обелиски — память о тех, чьи имена и дела служат примером беззаветного мужества и патриотизма, верности долгу, преданности Отчизне. 

77679 человек — численность населения города накануне войны. 38 000 сызранцев – участники Великой Отечественной войны. 11607 сызранцев погибли, защищая Родину. 26 сызранцев — Герои Советского Союза Свыше. 130 сызранцев — Кавалеры ордена Славы. В Параде Победы 24 июня 1945 года принял участие 21 сызранец – участник Великой Отечественной войны.

Вечный огонь Славы

Памятник «Павшим за свободу и независимость» воздвигнут в 1983 году в год 300-летия Сызрани (скульптор А. Стогова, архитектор В. Рапутов). В годы войны, по словам старожилов, на этом месте стояла зенитная батарея в целях защиты города. В 1985 году останки 1208 воинов, умерших от ранений в годы войны в местных госпиталях, были перенесены к Сызранскому Кремлю. К 50-летию Великой Победы здесь был разбит сквер и возведён мемориальный комплекс, посвящённый воинам – участникам Великой Отечественной войны. «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины» — эти слова начертаны на гранитной плите обелиска. У подножья горит вечный огонь – символ славы и мужества. Он зажжён живыми в знак верности памяти павших. Это самое священное место в городе.

Сквер Славы

Сквер Героев организовали в конце 20 века, где была воздвигнута стела в память о 26 сызранцах  — Героях Советского Союза. По предложению ветерана войны А. Буланова здесь соорудили ещё один мемориал – памятник труженикам тыла (автор А. Шафеев). Ведь все они, и старые и малые, которые растили хлеб, выпускали снаряды, мины, шили обмундирование, тоже внесли немалый вклад в победу над врагом. Мемориал включает гранитную плиту в честь воинов- интернационалистов, участников Афганской войны. 8 мая 2002 году состоялось торжественное открытие сквера Славы.

Сызранский (Александровский) мост

Железнодорожный мост через Волгу в Самарской области между городом Октябрьском (правый берег) и селом Обшаровкой (левый берег). Открыт 30 августа 1880 года, на момент открытия являлся самым длинным мостом Европы (1436 метров, 13 пролётов) и первым железнодорожным мостовым переходом через Волгу в её среднем и нижнем течении. Построен по проекту Н. А. Белелюбского. Руководил строительством инженер Березин В. И., под началом которого трудилось около 2500 человек. За сборку моста отвечал инженер Константин Яковлевич Михайловский. Строительство обошлось в 7 млн рублей по тогдашним ценам. В годы Великой Отечественной войны этот мост стал рубежом между фронтом и тылом.

Памятник Николаю Шутову

Город Сызрань был тыловым, но в нём находились два важных стратегических объекта: железнодорожные мосты через Волгу. Их усиленно охраняли. 4 октября 1942 года немецкий бомбардировщик прорвался к Сызранскому (Александровскому) мосту. На перехват, с аэродрома вылетели 3 советских самолёта. Один был подстрелен, у другого кончились снаряды. Н. Шутов остался один на один с очень мощной вражеской машиной. Лётчик протаранил бомбардировщик. Выполняя этот подвиг, он погиб. В феврале 1943 года его наградили орденом Ленина посмертно. Этот орден хранится в городском музее Сызрани. Памятник герою находится на правом берегу Волги у Александровского моста.

Фронтовой грузовик

Стояла на пьедестале у Автокомбината старинная машина АМО. На этой полуторке проездил всю войну и вернулся в родной город фронтовой шофёр Кулагин. После войны. проржавевшей машине была уготована участь металлолома. Но по инициативе администрации Автокомбината боевую машину восстановили в первоначальном виде, заменив только лобовое стекло, на котором зияла дыра – неизлечимая фронтовая рана. Таким образом, появился в городе Сызрани «фронтовой» грузовик – дань памяти фронтовикам-автомобилистам.

Памятник трудармейцам (пос. Новокашпирский)

Война оголила не только цеха и заводы, но и шахтёрские забои. Из пос. Новокашпирский ушли на фронт полторы тысячи человек, т.е. каждый четвёртый. Но сланец был нужен. В войну кашпирские сланцы превратились в основной вид топлива для населения и мелких предприятий. А ещё сланец нужен был для производства ихтиола, в котором нуждалась Красная Армия. И в Сызрань пришли эшелоны с людьми из Пензы, Донбасса, Узбекистана. Узбеков было около 1000 человек. Для труда в шахте и местных суровых условий жизни они оказались малопригодны. Их хоронили на мусульманском кладбище. В мае 2006 года в пос. Новокашпирском открыли первый в Сызрани памятник трудармейцам (трудармеец — человек, исполняющий воинскую повинность на трудовом фронте).

Танк на пьедестале (территория СВВАУЛа)

В 1942 году состоялся первый выпуск Сызранского танкового училища. 1967 его воспитанников выехали на фронт.

Железнодорожный вокзал

В первые же недели войны коллектив вагоноремонтного пункта станции Сызрань 1 стал инициатором славного движения пятитысячников. Трудовую норму выполняли на 500- 600 процентов. Сызранские железнодорожники внесли большой трудовой вклад в подготовку к эксплуатации новой железнодорожной линии Свияжск – Ульяновск – Сызрань – Сталинград. В 1942 году по ней шли уже поезда с грузами для Сталинградского фронта.

Завод тяжёлого машиностроения

По решению правительства в Сызрань был эвакуирован Людиновский локомобильный завод. 7 ноября 1941 года Сызранский локомобильный, ныне ОАО « Тяжмаш», завод выдал первую продукцию для фронта. К лету 1942 года вошли в строй корпуса котельного, механосборочного , механического, кузнечного, ремонтного цехов, временно локомобильная электростанция. За трудовые подвиги завод был награждён Красным знаменем Государственного комитета Обороны (1942г.), орденом Трудового Красного Знамени ( 1945 г.).

Сызранские нефтепромыслы

Немаловажный вклад в Победу внесли коллективы Сызранских нефтепромыслов и построенного в рекордный срок нефтеперегонного завода. Сызранским топливом ежедневно заправлялось 2000 тяжёлых танков.

Материал: Горшенина И. И. Фото: Яндекс.Карты, Википедия, Волжские вести в субботу

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы